Возрастные возможности и особенности развития голосового аппарата младших школьников

Прочитано: 1155

Статья посвящена решению проблемы организации вокального воспитания детей младшего школьного возраста. Акцентируется внимание на возрастных возможностях и вокальных особенностях развития детского голоса. Статья посвящена решению проблемы организации вокального воспитания детей младшего школьного возраста

Автор: Оробченко Татьяна Борисовна

Учебное заведение: Роменская общеобразовательная школа I-III ступеней №11

Тематика: Возрастные возможности и особенности развития голосового аппарата младших школьников

направления: учителю музыкального воспитания направления:   учителю музыкального воспитания

Ключевые слова: развитие гортани, фальцетный механизм, грудной механизм, регистр детских голосов.

Постановка проблемы. Состояние всех областей современной художественной системы образования и воспитания побуждает педагогов музыкального искусства, занимающихся развитием вокальных УН младших школьников, сосредоточить внимание на особенностях развития голосового аппарата. При таких условиях исследования указанной проблематики является актуальным и целесообразным.

Анализ актуальных исследований. Актуальность обусловленной темы заключается в том, что развитие голосового аппарата играет формирующую роль в вокально-хоровой работе младших школьников, основы которой закладываются еще в дошкольном возрасте. Большое количество выдающихся дирижеров-исполнителей, методистов, педагогов, деятелей культуры обращались к вопросу развития голосового аппарата, в частности детского. Среди них работы Л.Апраксинои, Г.Безбородова, Н.Гладкои, О.Дмитриева, Д.Кабалевский, Леонтовича, Н.Тевлина, Л.Черноиваненко и многих других. Однако, с развитием современной музыкальной системы образования, проблемы данной тематики развиваются и совершенствуются [4, с. 86].

Основная цель статьи - обосновать теоретические основы голосового аппарата и его влияние на особенности формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников.

Изложение основного материала исследования. Голос у человека появляется с момента рождения (врожденный, безусловный защитный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования цепных, условно-рефлекторных реакций, возникает разговорный и певческий голос. В этом ему помогают и слух, и зрение, и артикуляционный аппарат, очень богатый кинестетического рецепторами (мышечное чувство). Согласно принципу непрерывности и систематичности, развитие голосового аппарата младших школьников начинается еще в дошкольном возрасте. В детских садах дети поют каждый день, что очень важно для тренировки голосового аппарата. Возникает вопрос: почему же поют дошкольники, если в них только до 7-8 лет начинается формирование вокальных мышц? Поют они главным образом за счет натяжения голосовых связок с помощью внешних, так называемых кольца-щитовидных мышц, вследствие чего голосок у них мал по диапазону (не более одной октавы) и небольшой по силе [6, с. 195].

Сложность работы с детскими голосами заключается в том, что значительная часть органов, участвующих в голосообразовании, лишена параллелизма в росте и развитии собственных функций. Скорее этот процесс можно охарактеризовать как скачкообразный, причем изменение этих прыжков в течение роста происходит раз и может принимать как интенсивный характер, так и ослабленного. Наблюдается диспропорция в отдельных органов голосового аппарата, когда одни органы уже завершили свое развитие, а другие еще продолжают развиваться.

Главную роль в пении выполняет гортань (конечно, вместе с дыханием). Развитие гортани происходит параллельно с развитием нервной системы, однако, что очень важно, процесс этот протекает неравномерно, а скачкообразно. Размер, положение, строение мышц и нервное обеспечение гортани ребенка имеет определенные особенности. И одной из таких особенностей является то, что гортань ребенка расположена несколько выше уровня, обычного для взрослого человека [3, с. 140].

Согласно исследованиям российского ученого Г.П.Стуловои, которая изучала работу регистров детского голоса, дети от рождения получают один из двух механизмов смыкания голосовых связок - главный (или фальцетный) или грудной.

Фальцетный регистр детских голосов характеризуется краевым смыканием голосовых связок, когда внутренние края их смыкаются легко, образуя веретенообразную щель, в рамках которой и происходит колебание вокальных мышц в вертикальном направлении (в глубину или в толщу связь). Такое колебание происходит небольшой силой, мелкими волнообразными движениями. Поэтому у детей до 9 лет преобладает фальцетный механизм голосотворення, характеристика которого соответствует фальцетного (главном) регистровые. Диапазон голоса достаточно ограничен (не более октавы), а звучание голоса у детей этого возраста имеют, примерно, одинаковый характер и яркость. Призрачная зона диапазона голоса ребенка (до 9-ти лет) совпадает с ее разговорным языком, то есть, чем выше голос у ребенка, тем тембрально выше она будет говорить, и - наоборот. При фальцетного механизме голосотворення дети достаточно хорошо интонируют, звучание голоса яркое, звонкое, серебристое. Дыхание ребенка младшего школьного возраста достаточно слабое, емкость легких мала, соответственно, и малая сила звучания. Голоса в этом возрасте особенно легкие и «прозрачные», хотя и бедные обертоны. Вибрато в голосе отсутствует. Голоса девочек и мальчиков практически не отличаются ни по характеру, ни по силе звучания. Диапазон - не более октавы ( «К» - «Ре» первой октавы и «К» - «Ре» - второй). С девятилетнего возраста голоса детей начинают расти по диапазону и силой, расширяясь вверх, охватывая первые тона второй октавы. С этого возраста в голосотворенни начинают участвовать не только эластичные края, но и частично, и сами голосовые связки [5, с. 18].

Таким образом, готовится почва для развития грудного механизма смыкания голосовых связок (складок).

Грудной механизм смыкания голосовых связок физиологически развивается чуть позже, чем фальцетный, поскольку он основывается на достаточно развитой голосотвирний системе, требует в щильнення всей массы голосовых связок и, соответственно, более напряженной работы. Колебания голосовых волокон также происходит всей их массой (толщиной), но уже в горизонтальном направлении и без веретенообразной щели. Звучание голоса в грудном регистре приобретает большую громкости и выразительного тембровой окраски с признаком вибрато. Итак, ребенок, от рождения получает грудной механизм смыкания голосовых связок, не будет возможности управлять процессом пения до полного завершения их развития, связанного с нарастанием на голосовые связки (складки) мышечной вещества. Этим и объясняется вообще отсутствие координации между слухом и голосом у детей, которых в школьной практике учителя называют «гудками», «гудошникамы», «грудника», и которые фактически имеют неразвитый голосовой аппарат.

Опираясь на исследования П. Стулов и предложенную им методику, можно утверждать, что «грудника», как полноценный контингент школьных вокально-хоровых коллективов, могут стать украшением любого из них при активном вмешательстве специалиста-музыканта для «перевода» их в фальцетного манеру голосотворення [7, с . 16].

Методика Г.П.Стуловои позволяет детям-грудника с помощью специальных вокально-игровых упражнений в рамках учебного года овладеть фальцетного манерой голосотворення. Согласно этой методики дети от 6 до 8 лет достаточно легко учатся образовывать фальцетного звучание в рамках первого тетрахорда второй октавы (первая октава, которая требует от них грудного смыкания голосовых связок, временно исключается из процесса обучения).

Особенно внимательными учителям следует быть, когда ребенок стремится активно использовать грудной звук, что приводит к потере главного звучание. Это результат неестественного форсированного звучания детских голосов. «В голосов, нормально развиваются, изменение регистров, то есть переход с грудного на главный, обычно имеет место на нотах си-бемоль - си, тогда как в« насаженном на грудь »голосе декабре звуки тянутся далеко за пределы этого естественного перехода, доходя в некоторых случаях к соль, то есть до крайних пределов диапазона ».

Выводы. Итак, учитывая то, что гортань младших школьников имеет высотное расположение, необходимо особенно осторожно работать с детскими голосами. Профессионально и грамотно можно петь с любым положением гортани, но научные исследования фониатрам и физиологов утверждают (Р.Юссон, В.Морозов, Л.Дмитриев, Н.Гарбузов, Н.Жинкин, С.Корсунский), что комплекс защитных механизмов голосотворення , предусмотренных технологией академического пения, происходят в условиях понижение гортани.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что одной из главных задач учителя начальных классов, который проводит вокальную работу, является не только выявление певческих задатков учащихся, но и создание таких условий жизнедеятельности голосового аппарата, способствующих наилучшему развитию певческой функции.

Список литературы

  1. Алмазов Е.И. В возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Развитие детского голоса. - М .: АПН РСФСР, 1963, с. 18-27.
  2. Апраксина О.А., Орлова Н.Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. - М .: Музгиз, 1961. - Вып. 1. - С. 12-21.
  3. Левидов И. Охрана и культура детского голоса. - М .; Л .: Гос. муз. издат., 1939. - 112 с.
  4. Леонтович М.Д. Практический курс обучения пению в средних школах Украины. - М .: Музыкальная Украина, 1989. - 134 с.
  5. Методика музыкального воспитания школьников I-IV классов. - М .; Л .: Просвещение, 1965. - 266 с.
  6. Ростовский Я. Методика преподавания музыки в школе. - Тернополь: Учебная книга, 2000. - 215 с.
  7. Стулова П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М .: Издательство «Прометей», 1992. - 270 с.
  8. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. - М .: Просвещение, 1979. - Т. 1. - 686 с.

- 686 с

Авторскими правами на размещенный материал обладает автор Т.Б.Оробченко (Роменская общеобразовательная школа I-III ступеней №11), что подтверждено сертификатом о публикации №17-313 от 14.07.2017року . Ответственность за достоверность и качество изложенного материала также несет автор материала.

Возникает вопрос: почему же поют дошкольники, если в них только до 7-8 лет начинается формирование вокальных мышц?